1.
|
Название (конкретное название разработки)
|
Система пуска двигателя транспортного средства Шевякова А.В. |
2. |
Области применения: |
Автомобильный, железнодорожный, морской транспорт и другие отрасли, где используются двигатели внутреннего сгорания. |
где имеются практические результаты, в первую очередь, в автомобильной промышленности |
Автомобильный, железнодорожный транспорт. Система успешно работает на большегрузном автомобиле MAN F-2000 (400 л.с.) и 18 тепловозах ЧМЭ-3 (1250 л.с.)
|
|
где возможно эффективное внедрение данной разработки |
Автомобильный, железнодорожный, морской транспорт и другие отрасли, где используются двигатели внутреннего сгорания.
|
|
3. |
Описание (подробное техническое описание): |
Существующая система пуска транспорта в целом состоит из стартерной аккумуляторной батареи и штатного устройства пуска, что не отвечает требования надежности пуска транспортного средства в 21 веке в условиях холодных и других климатических зон нашей планеты с точки зрения надежности, экономии топлива и загрязнения окружающей среды. Система пуска дизеля с раздельным использованием накопителей энергии НЭ (конденсаторов) и АБ позволит значительно увеличить надежность пуска двигателя внутреннего сгорания в любых климатических условиях, отказаться полностью от использования стартерных батарей и улучшить экологическую обстановку окружающей среды. Реализация проекта значительно улучшит конкурентоспособность транспорта России. Суть разработки в изменении структуры пуска двигателя и гальванической развязке аккумуляторной батареи (АБ) и накопителей энергии (конденсаторов) – разделении их энергий с возможностью управления каждой в отдельности. Запуск двигателя происходит только от конденсаторов, внутреннее сопротивление которых в десятки раз меньше внутреннего сопротивления стартерной АБ, что энергетически значительно выгоднее. Аккумуляторная батарея не участвует в пуске. Поэтому, теряется смысл в учёте внутреннего сопротивления АБ при запуске двигателя. АБ начинает выполнять функцию только источника энергии (как это и должно быть). Стартерный элемент – конденсатор. Значит АБ может быть любой, лишь бы она поддерживала положительный энергетический баланс транспортного средства. Так, например, для автомобиля MAN (400 л.с.) вполне достаточно АБ с ёмкостью 55 – 75 А/ч., которая для такого дизеля будет являться тяговой АБ, так как она никогда его не запустит напрямую в силу большого внутреннего сопротивления. Поэтому, появилась возможность вообще отказаться от использования стартерных АБ для запуска двигателей. Применена тяговая (осветительная) АБ, которая имеет значительно меньшие габариты и стоимость. Она обеспечивает питание цепей управления и заряд конденсаторов только при первом пуске (после длительной стоянки) и в случае неудачных запусков. В случае удачного пуска двигателя конденсаторы заряжаются от собственного генератора транспортного средства, и АБ не расходует энергию и на заряд конденсаторов.
|
основные принципы разработки |
Принцип работы. Основан на накоплении энергии импульсными конденсаторами высокой энергоёмкости (ИКЭ) от тяговой аккумуляторной батареи (АБ) до порогового значения при подготовке запуска дизеля, отключении тяговой АБ от системы пуска и пуске дизеля от ИКЭ, периодическом подключении ИКЭ при работе дизеля к системе заряда АБ для контроля напряжения и подзаряда до порогового значения с целью обеспечения последующих пусков без использования энергии АБ. Стартерную батарею, с ёмкостью в 2 и более раз меньшей, чем штатная, можно считать тяговой для данного транспортного средства.
|
|
4. |
Преимущества предлагаемой разработки по сравнению: |
Наиболее близко к предлагаемой технологии стоят конденсаторные системы пуска двигателя с совместным использованием стартерной аккумуляторной батареи и накопителей энергии (конденсаторов). Например: система конденсаторного пуска КСП разработки Проектно – конструкторского бюро локомотивного хозяйства МПС России. Основными недостатками этих систем являются: · участие АБ в запуске, отсюда низкая надёжность пуска (при неудаче пуска и слабой АБ второй попытки пуска может не быть); · необходимость применения стартерной АБ; · невозможность пуска при значительных снижениях напряжения АБ; · быстрый выход из строя конденсаторов (для тепловозов) и АБ в силу участия последней в запуске; · невозможность управления энергиями АБ и конденсаторов; · сохранения большой нагрузки на генераторе заряда АБ и эрозия контактов стартера при пуске; · и так далее.
|
с альтернативными разработками, применяемыми в настоящее время |
К преимуществам предлагаемой системы относятся: § исключение участия АБ в запуске; § отказ от использования стартерной АБ и применение тяговой АБ; § невозможность вывода из строя АБ и конденсаторов; § полное отсутствие стартерного режима эксплуатации АБ многократно увеличивает её срок службы. Срок службы конденсаторов практически не ограничен по сравнению со временем жизни транспортного средства. (Производитель конденсаторов гарантирует 300000 циклов заряд – разряд, по последним данным - миллионы); § малое внутреннее сопротивление накопителей энергии (конденсаторов) по сравнению с внутренним сопротивлением стартерной АБ, независимость ёмкости конденсаторов от температуры и дозированный расход энергии тяговой АБ в случае неудачных пусков (количество пусков может достигать 30 – 40 и более) делают транспорт практически неуязвимым (в смысле запуска); § увеличение надёжности питания цепей управления и системы заряда АБ (исключение случаев приваривании пусковых контакторов и, как следствие, полного разряда АБ (для тепловозов), значительное уменьшение эрозии силовых контактов стартера (для автомобиля), разгрузка регулятора напряжения и генератора заряда АБ); § значительное сокращение работы транспорта на холостом ходу, и, как следствие, экономия топлива (от 25%) и сокращение выбросов в атмосферу; § экономия двух (2) стартерных аккумуляторных батарей при установке одной системы пуска, система окупается с момента постановки (для тепловозов), до пяти (5) комплектов – для автомобиля; § увеличение ресурса работы дизеля тепловоза в 1,5 – 2 раза; § уменьшение веса энергетического источника пуска транспортного средства в 1,5 – 2 раза; § возможность внешнего запуска от любого автомобиля; § сохранение возможности запуска двигателя тепловоза при снижении напряжения АБ до 30-40 Вольт (снижение на 73% от номинального напряжения – 110 В) и сохранение возможности запуска двигателя большегрузного автомобиля при снижении напряжения АБ с 24 до 18 Вольт (ограничение по цепям управления)(снижение на 25%); § «всеядность» тепловоза и автомобиля к различным типам АБ; § мощное средство диагностики двигателя, систем смазки и топлива транспортного средства; § применение бестоковой и бесконтактной коммутации делает систему пуска высоко надёжной
|